После трех поздно? Или что такое раннее развитие на самом деле

  • 2017-01-23
  • Учёба
  • Елена Игнатьева

О раннем развитии говорят много. Чаще всего в этих разговорах апеллируют к ставшей широко известной фразе, использованной в качестве заголовка русскоязычной версии книги Масару Ибуки «После трех уже поздно!». Эта книга, написанная в 60-е годы, несколько лет назад была переиздана в России. Слова «после трех поздно» звучат весьма категорично, как приговор и руководство к действию одновременно, вызывая нешуточную тревогу многих родителей.

Kids estate

 

Давайте постараемся разобраться, что имел в виду автор книги на самом деле.

Масару Ибука написал книгу, когда ему исполнилось 60 лет. К тому моменту у него был внук, и он, талантливый предприниматель и изобретатель, известный как один из создателей Sony, наблюдал за ним. Ибуку не был педагогом, он также не был знаком с мировыми педагогическими теориями и тенденциями. Он ссылается на Монтессори и Пиаже, чтобы найти в них подтверждения своим наблюдениям и выводам. В книге нет данных, подтвержденных исследованиями, только наблюдения автора либо яркие примеры незаурядных способностей детей, с которыми целенаправленно и усердно занимались в детстве.

Выводы Ибука – это выводы наблюдательного и любящего дедушки. Они основаны на здравом смысле и жизненном опыте и, не побоюсь сказать крамольное для сегодняшних поклонников и «последователей» идеи раннего развития по Масару Ибуке, не несут никакой педагогической новизны. Конечно, прозвучавшие из уст столько уважаемого человека, они вдохновляют нас на то, чтобы больше уделять внимание маленькому ребенку, серьезно относиться к его воспитанию, стараться рассмотреть его интересы, склонности и потенциал. Но не более того! Это не призыв учить ребенка всему и сразу в возрасте до трех лет, и тем более не призыв учить его читать, писать и считать, а ведь именно это навыки чаще всего понимаются у нас под «ранним развитием».

«Основная цель этой теории - предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. И главное в этом процессе — вовремя ввести новый опыт».

Смею предположить, что книга Ибуку действительно прозвучала революционно в стране, где в то время была широко распространена система воспитания, кстати, известная сейчас в России как «японская», полагающая, что ребенку до 5 лет можно все, а собственно воспитание начинается после. По словам самого Ибуку, после периода вседозволенности начинается период «строгости». Ибука предполагает, что правильно было бы поменять местами эти периоды: сначала строгость - потом свобода. Я бы сформулировала этот тезис иными словами: маленький ребенок нуждается в границах и правилах, это дает ему чувство безопасности, сохраняя физическое и душевное здоровье. Вседозволенность для ребенка разрушительна.

Если относиться к понятию «строгость» таким образом, то не кажется противоречивым следующий тезис Масару Ибука о необходимости душевной близости с матерью. Постоянный близкий физический контакт матери с новорожденным, близкие доверительные отношения с ней в старшем дошкольном возрасте - залог успешности его дальнейшего развития. Ребенок, выросший в любви, более устойчив к жизненным трудностям, легче переносит стрессы и, в целом, во взрослом возрасте имеет больше шансов реализоваться. Нельзя, в частности, игнорировать детские страхи и переживания, даже если их причина неочевидна. Дети, получающие поддержку в детстве, всю жизнь будут ощущать крепкий тыл семьи. Нет правил, когда и что предлагать ребенку из огромного множества возможностей. Только внимательная, интуитивная мать, находящаяся рядом, поймет в какой момент дать ему в руку карандаш и бумагу, в какой - музыкальный инструмент, а в какой – футбольный мяч. Это справедливо не только по отношению к детям до 3-х, а к дошкольникам в целом. Kids estate 2

Далее Ибука рассуждает о закономерностях развития мозга ребенка. Опираясь на теперь уже подтвержденные научные данные, можно смело спорить о правильности выводов автора на этот счет. Если говорить коротко, то созревание мозга начинается от стволовых и подкорковых структур, потом созревает кора от правого полушария, отвечающего за образное мышление и эмоциональную сферу, к левому, отвечающему за логическое мышление. Последним созревает лоб. Лобные структуры мозга, отвечающие за саморегуляцию и самоконтроль, начинают зреть примерно к 7 годам. Именно в этом возрасте ребенку начинают легко даваться виды деятельности, связанные с произвольностью. И именно поэтому бессмысленно и жестоко сажать его «за парту», в классическом понимании этого выражения, раньше. Все мы рождаемся правополушарными, и в первые годы жизни у детей основным является образное мышление. Именно поэтому дети восприимчивы к любому творчеству, информации, представленной в наглядной или образной форме, знаниям, добытым через собственную деятельность, собственный опыт и открытия. Ибука в книге отмечает способность детей распознавать образы, правда, его примеры ограничиваются визуальными образами, в то время как это понятие гораздо шире. Вспомним, например, народные сказки, образы которых детям порой понятнее, чем нам, взрослым, различные музыкальные и художественные образы.

Нейронные связи между клетками мозга, о которых говорит Ибука, составляют основу наших знаний. При этом формирование связей происходит через различные виды деятельности. Здесь уместно вспомнить Монтессори или более близкого нам Льва Выготского и их сенситивные периоды. Это периоды в жизни человека, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Ибуку касается этой темы, описывая важность качества речи, которую слышит ребенок. Согласна с ним полностью. От себя добавлю, что если ребенок в возрасте до 3-х лет слышит грамматически и фонетически правильную речь, то в дальнейшем его речь тоже будет правильной. Это в равной степени относится к родному и иностранным языкам. Именно на этом основан пример Ибуку о девочках, которые владеют 4-мя языками. В юном возрасте они слушали иностранную речь по радио, изучив таким способом немецкий и английский языки. Итальянский был выучен, поскольку девочки занимались музыкой и читали на итальянском языке аннотации к нотам.

Смею все-таки предположить, что 4 языка - это слишком большая нагрузка на детей. Кроме того, не типичность описанной ситуации в том, что отец девочек уволился с работы, чтобы заниматься развитием дочерей. Конечно, он подбирал те подходы, которые наилучшим образом подходили для его дочерей, и использовал для введения новой информации наиболее подходящие моменты.

Прав Ибука в том, что дети хорошо запоминают короткие стихи, в особенности образные хойку. Действительно, дети очень восприимчивы к ритму, прежде всего потому, что в этом случае задействуется непроизвольная память. Произвольность, как мы уже говорили, формируется ближе к школьному возрасту, т.е. к семи годам.

Поддерживаю все, что сказано автором о важности среды, в которой находится ребенок. Он возвращается к этой теме в виде тех или иных примеров на протяжении всей книги, постараюсь их суммировать. Действительно, среда должна быть насыщенной, чтобы стимулировать воображение ребенка, но не перегруженной. Для ребенка первых двух лет среда должна максимально стимулировать, прежде всего, его двигательную и моторную активность, благодаря которой формируются необходимые в этом возрасте связи в мозге.

Хорошо иметь в свободном доступе самые разные материалы для творчества. Не надо учить ребенка по шаблонам, давая возможность проявляться его фантазии и самовыражению. Полностью согласна с отношением Ибуку к игрушкам, которых не должно быть много, а игра в них не должна сводиться к простому манипулированию. Среда, игрушки и игры должны будить фантазию ребенка, которая в дальнейшем становится основой для формирования воображения человека. Kids estate 3

Важна не только предметная среда, но и социальная среда, в которой растет ребенок. Сожалея в самом начале книги о том, что он много недодал своему родному сыну, Ибука подчеркивает особую роль отца в формировании ребенка, а также других членов семьи, старших и младших братьев и сестер, бабушек и дедушек. В большой семье и детском коллективе у ребенка больше шансов получить опыт социального взаимодействия, так необходимый во взрослой жизни.

Замечательно, что Ибука отметил способность маленького ребенка к имитации. Имитации или подражание - основной инструмент познания дошкольника. Но именно этот факт забывают отметить или сознательно игнорируют, а, быть может, и не знают о нем сторонники современного варианта раннего развития. Игнорирование важности подражания выхолостило саму идею раннего развития, предложенную Ибуку. Воспитание и обучение, построенное на подражании, формируют у ребенка правильные образцы поведения, правильную речь, первый опыт и первые знания о мире. Это наиболее эффективный, природособразный, сберегающий силы и здоровье ребенка путь его развития.

О способности подражать говорят в контексте впитывающего сознания детей. Ибука иллюстрирует этот феномен чувствительностью ребенка к тому, что происходит в семье, с его близкими. Здесь нельзя не отметить важность всего, что окружает маленького человека. Ребенок, растущий в тяжелой, лживой, печальной или враждебной среде, рядом с несчастными родителями, имеет меньше шансов полноценно развиваться по сравнению ребенком, который растет в счастливой, доброжелательной и искренней обстановке.

Мне хотелось бы обратить внимание еще на несколько принципов воспитания, которые упоминаются в знаменитой книге:

  • Нельзя сравнивать детей. Важно правильно использовать систему поощрений и наказаний, обращать внимание не на то, что недостаточно хорошо получилось, а на то, что получилось хорошо. Это побуждает ребенка сделать еще лучше, вдохновляя его.
  • Образование ребенка должно строиться исходя из его внутреннего интереса. Когда включается собственная мотивация, любой человек, и ребенок не исключение, способен свернуть горы. Взрослый должен способствовать накоплению собственного опыта ребенка.
  • Ибука не раз возвращается к идее о важности ритма, от ритмической подачи материала в виде песен и стихов до соблюдения режима дня, который есть ни что иное, как ритм дня.
  • Ребёнку надо дать возможность пробовать себя в самых разных видах деятельности, учитывая его склонности, чтобы дать возможность сделать выбор. Но потом придется выбрать одно занятие, чтобы сконцентрироваться на нем, потому что невозможно объять необъятное.

В конце обратимся к тексту Масару Ибуки: «Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, а не воспитание гениев». Чтобы этого добиться, важно любить и принимать ребенка, позволять ему быть самим собой, расти в своем собственном темпе. Создавать правильные условия для физического, эмоционального и психического развития; быть хорошим примером для подражания, формировать правила и границы. Знать особенности возраста и понимать, где находится зона ближайшего развития вашего ребенка, помогать ему самому каждый день делать собственные интересные открытия. И тогда вы точно никуда не опоздаете.

Об авторе

Елена Игнатьева

Елена имеет красный диплом Ростовского государственного университета по специальности преподавателя экономических дисциплин.

В 1996 г. окончила Лондонскую школу экономики по специальности «Banking and finance».

В 1996-2000 годах работала в международных инвестиционных банках, в том числе Brunswick-Warburg and Credit Suise First Boston.

В 2003 году в партнерстве с Юлией Зелигман создала детский клуб «Kids' Estate», который в 2005 году был преобразован в детский сад «KidsEstate».

Награждена почетным знаком «Директор года – 2013» независимым общественным советом конкурса «100 лучших дошкольных образовательных организаций России».

Обладатель специального приза «Безупречная репутация» на конкурсе «Деловая женщина 2015», проводимого компанией Ernst&Young.

За годы работы Елена стала экспертом в области дошкольного образования. Под ее руководством KidsEstate стал творческой и экспериментальной площадкой для реализации принципов билингвального образования и инклюзии в образовательном процессе.

http://www.kidsestate.ru